Культура
Принятие 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение «Закона об образовании» и других подзаконных актов нацелены на передачу полномочий местным органам власти по созданию условий для повышения культурного уровня населения и организации его досуга.
Администрация Вороновского сельского поселения ежегодно передает Администрации Кожевниковского района осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселения в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, установленных п. 12, ст. 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Для осуществления социально-культурных функций некоммерческого характера в районном центре создана Кожевниковская межмуниципальная централизованная клубная система. В число филиалов входят клубы с. Вороново, д. Еловка, д. Красный Яр, с. Осиновка.
Наименование учреждения | Руководитель учреждения | Телефон |
---|---|---|
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кожевниковская межмуниципальная централизованная клубная система» Директор – Калистратова Ирина Николаевна |
||
Вороновский филиал | Корзун Наталия Владимировна | 89528057574 |
Красноярский филиал | Викторова Нина Викторовна | 89069506748 |
Осиновский филиал | Сафронова Клавдия Петровна | 89131099165 |
Музеи
Уголок крестьянского быта
В Вороновской библиотеке Колосова Светлана Петровна создан уголок крестьянского быта в русской избе. Представлены, в основном, деревянная и гончарная утварь. Деревянная утварь — по технике изготовления — долбленая, бондарная, столярная, токарная, а также изготовленная из бересты, плетёная из прутьев, соломы. Сельница, сочельница, сеяльница так называется вот это долблёное деревянное корыто. Использовали его для просеивания муки, замешивания теста, очистки крупы.
Мука, просеянная в сеяльницу, высыпалась в квашню, если предполагалось выпечь из нее хлеб или пироги. Квашня делалась из дерева, ее выдалбливали из куска дерева или изготавливали бондари из дубовых или липовых досточек. В уголке представлено три предмета, сделанные бондарями. Это квашня, маленький туесок и лагун (ручонка, стоян, хандийка).
Есть выкатные чаши (одна из них сплетена из соломы, а другая выдолблена из дерева). В эти чаши хозяйки выкатывали хлеб, но в печь их не ставили. Из чаш, которые придавали хлебу нужную форму, его выкладывали на специальную деревянную лопату и сажали в русскую печь на капустные листья. По другому эту чашу называли «Чаруша».
Есть дорожная утварь, как правило, деревянная, бондарной работы, для воды, кваса, пива и других напитков, которые брали с собой в дорогу, на далекие покосы, в лес на заготовку дров. Лагун, квашню, сеяльницу и еще два больших медных самовара в музей отдала Нина Николаевна Денежко. Прибор для кипячения воды — таково предназначение самовара. Он пришел в Россию из Западной Европы в 18 веке. Самовары стоили от трех до ста рублей. В те времена на сто рублей можно было купить лошадь или сделать хорошее приданное городской невесте. Наличие самовара в семье говорило о благополучии и богатстве.
Горшок, утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. Горшки были главным кухонным сосудом на Руси на протяжении многих столетий. Они могли быть разных размеров, но форма всегда была одна, емкость их тоже была различной от 300 граммов до 2–3 ведер воды. Горшками пользовались в царских и боярских поварнях, в кухнях горожан и избах крестьян. В крестьянском дворе одновременно было 10 и более горшков различных размеров. В экспозиции демонстрируют глиняные крынки, в которых хранили и подавали на стол молоко, сметану. Также в музее хранится изделие гончара, это опарница или опарник — посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, сдобные булки, блины, оладьи. Эту вещь подарила библиотеке Наталья Степановна Лугачева, а принадлежала она ее родителям.
Чугунок заменил на Руси глиняный горшок и появился в обиходе в начале XX века, как и эта чугунная жаровня. В это же время в быт вошла керосиновая лампа, заменив лучину и свечу (демонстрируется принцип работы).
Корзины. Из прутьев на Руси плели корзины разных форм и размеров в зависимости от предназначения. Экспонат на выставке сплел местный умелец Чириков Николай Игнатьевич, в прошлом лучший механизатор области, награжденный высшими наградами за свой труд, в том числе высшей наградой страны «Орденом Ленина». Маленькую шкатулку из бересты для музея сделал Андрей Цаплин.
Долгими зимними вечерами сидели у лучины женщины пряли тонкие льняные нити да шерсть. Вязали носки, рукавицы, шали.
Изо льна на самодельных ткацких станках ткали полотно, из которого шили рубашки и штаны, рушники да занавески. Много позже из Европы в Россию пришла самопряха. В нашем музейном уголке три самопряхи, две из них русский вариант. Одна самопряха принадлежала Литвищенко Дарье Ивановне, другую подарил Шпомер Андрей Иванович. Третья самопряха — европейский вариант. Такие самопряхи были в Германии, Прибалтике, она принадлежала Ган Эмилии Карловне.
При наступлении праздников из сундуков (демонстрируется из экспозиции выставки) достают праздничную одежду. Столы накрывают праздничными скатертями, на подушки надевают вышитые наволочки, на специальные накрючники, вывешивают вышитые полотенца, которыми, наверное, за всю жизнь никто не утирался. Как можно утереться полотенцем, если оно вышито медной проволокой (экспонат). На кровать навешивают кружевные подзоры и застилали красивые лоскутные покрывала. Полы застилают полосатыми домоткаными половиками. И завершает экспозицию музыкальный инструмент балалайка. И неслась по просторам русская песня, молодёжь водила хороводы, а дети играли в игрушки, которые делали им родители или покупали на ярмарках. Вот, например, тряпичная кукла, которую смастерила Татьяна Викторовна Шапкина. Глиняные свистульки, фигурки животных, деревянные салазки, дудочки, погремушки и так далее. Часть предметов, которыми пользовались наши предки, сохраняется в музейной комнате до наших дней, чтобы посетители смогли с ними познакомиться.
Музей крестьянского быта принимает в дар вещи, которые сохранились от бабушек и дедушек.
«Развивайка»